Форум » » Молитва » Ответить

Молитва

illusory doll: МОЛИ́ТВА — важнейший аспект обществ. и частной религ. жизни, ее внутр. таинств. содержание, выраженное в словесной либо мысленной форме. Молитва является также непременным эл-том богослуж. действа, обращением священнослужителя и рядового верующего к Богу, небесным силам или святым с просьбой, благодарением или прославлением. М. сопровождается глуб. самососредоточением ума и сердечным устремлением к "Горнему миру". Общая М. совершается в храме, индивид., по заповеди Христа, возможна в любом месте и в любое время. Православные и католики молятся обычно перед священными изображениями — иконами, распятиями и др. реликвиями, устремляя мысль и чувство к тому, кто на них представлен. К наиб. хар-ным молитвенным жестам и действиям относятся крестное знамение, поклон, коленопреклонение, лобызание св. изображений. Крестное знамение означает веру в Иисуса Христа, распятого на кресте во имя спасения людей, поклон, коленопреклонение и лобызание — знаки благоговения и смирения. Особую группу молитв составляют т. н. иерейские (священнические) богослуж. М.: "светильничные", евхаристическая М. (анафора), молитва Ефрема Сирина, многочисл. М. при совершении таинств и треб и др., произносимые лишь архиереем и священником. Ектеньи являются, в сущности, молитвами верных (мирян), совершаемыми за них дьяконом и церк. хором. К числу наиб. важных М., совершаемых и мирянами, относятся: М. Пресвятой Троице, Иисусу Христу, Святому Духу, М. Господня ("Отче наш"), "М. Иисусова" ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного"), любимая аскетически настроенными христианами, а также Богородичные М. ("Богородице Дево, радуйся", "Достойно есть"), М. своему ангелу-хранителю и святому, имя к-рого носишь; М. о здравии и спасении живых и поминальные за умерших. Молиться можно и без произнесения слов, одним сосредоточением ума и сердца. При отсутствии М. и веры в реальность высшего мира, в ней обозначенного, любое богослужение превращается в ни к чему не обязывающее театр. действо (напр., имитация богослужения в т-ре или кино). Тексты молитв содержатся в книгах богослужебных, из которых для мирян в первую очередь предназначен Молитвослов. Моли́тва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а такжеканонизированный текст этого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда. Молитва в христианстве Иисус Христос, придя в мир, осудил как лицемерие молящихся напоказ, так и многословие в молитве, уподобив подобную молитву языческой. В связи с этим он установил правила моления, предусматривающие немногословность молящегося (так как Господь заранее знает, о чём Его попросят) и сокрытие процесса моления от посторонних глаз, так как молящийся на публику уже получает свою награду на земле и Господь его прошения слушать не будет (Мф. 6:5-8). Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из всех христианских молитв» (Отче наш). Другой образец молитвы, встречающийся в Евангелии — это Молитва мытаря (Лк. 18:13), переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как своим примером, так и в своих поучениях, Иисус Христос постоянно указывал на спасительное значение молитвы: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Страшного Суда).» (Мк. 13:33), «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36). Сам Христос показал пример горячей молитвы во время моления о «чаше» в Гефсиманском саду. На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеевперешёл обычай молиться стоя (Мк. 11:25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростертие ничком (только во время уединённой келейной молитвы). В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило (1Кор. 11:4). Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 часам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница,утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междучасиями. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день. С течением времени церковь ввиду занятий христиан в частной и общественной жизни начала совершать эти службы большею частью три раза в течение суток: утром (полуночницу, утреню и последование первого часа), перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие). Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков — одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). По содержанию своему молитва распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть ещё молитва ходатайственная за других. В отношении формы молитвы распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения. Ектения́ (также ектенья́, эктения́; поздн. греч. ἐκτενὴς — «распространение, протяжное моление»), в богослужении — название последовательности молитвенных прошений. Ектения — одна из главных составных частей богослужения, входит в состав бо́льшей части богослужений в православной церкви. В зависимости от момента и характера службы ектения может принимать разные формы, или виды:  Великая (мирная)  Сугубая  Малая  Просительная  Некоторые другие виды: на литии, на литургии (об оглашенных, благодарственная по Причастии), заупокойные, на молебнах и другие. Ектению читает, как правило, диакон, стоя на амвоне лицом к алтарю. Вытянув правую руку, он держит в ней орарь и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением. Иногда за неимением штатного диакона на службе ектению может прочитывать священник. В Греческой церкви это было так исторически, и лишь только в Русской церкви было всегда обычным иметь также диакона на службе[источник не указан 104 дня]. Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями. На ектенье бывают четыре различных аккламации:  «Господи, помилуй»  «Подай, Господи»  «Тебе, Господи»  «Аминь» — заключительная. Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь!»[2]. Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием про себя читаемой положенной в это время молитвы. Псалти́рь, Псалты́рь (от греч. ψαλτήριον, по названию струнного щипкового музыкального инструмента псалтерия) —библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. В Еврейской Библии (Танахе) называется תְּהִלִּים (тегилим) — буквально «восхваления», располагается в начале третьего раздела Танаха — Ктувим (Писания). В большинстве языков книга называется просто «псалмы» (греч. ψαλμοί, англ. psalms и т. д., причём это название отличается от еврейского, так как в Танахе греческому ψαλμός соответствует מִזְמוֹר (мизмор). Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири, предназначенные для использования в христианском богослужении.

Ответов - 0



полная версия страницы