Форум » » Семинар » Ответить

Семинар

illusory doll: Семинарская форма работы Семинар – форма учебных практических занятий, при которой студенты обсуждают различные вопросы или сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателя. Семинар – это такой вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного общения решаются задачи познавательного и воспитательного характера. Семинарские занятия – один из наиболее действенных видов обучения. В учебно-воспитательном процессе семинарские занятия могут выполнять многообразные задачи: • стимулирование регулярного изучения программного материала, первоисточников и другой научной литературы; • закрепление знаний, полученных при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы; • обогащение знаниями благодаря выступлениям одногруппников и преподавателя на занятии; • корректировка ранее полученных знаний; • привитие навыков устного выступления по теоретическим вопросам; • привитие свободного оперирования теоретическими понятиями и категориями. Семинар – коллективный труд, при котором студенты и преподаватель объединяются в один общий процесс его подготовки и проведения. Главная задача обучаемых – усвоить содержание учебного материала темы, которая выносится на обсуждение, подготовиться к выступлению и дискуссии. Преподаватель помимо собственной подготовки к семинару должен оказать действенную методическую помощь студентам. Подготовка преподавателя к семинарскому занятию начинается с составления рабочего плана проведения семинара. В нём преподаватель разрабатывает модель предстоящего занятия, зачастую с учётом пожеланий, высказанных на предметно-методической комиссии или заседании кафедры. Степень детализации занятия зависит от опыта и методического мастерства педагога. Как правило, в плане могут находить отражение следующие вопросы: • цель занятия; • тезисы вступительного слова; • основные вопросы семинара с указанием литературы; • краткое изложение содержания основных вопросов (если необходимо); • тема докладов (сообщений) и литература для подготовки; • перечень дополнительных проблемных вопросов; • задачи и упражнения; • перечень используемых графических средств (схем) и ТСО; • фамилии обучаемых, которых необходимо привлечь к обсуждению вопросов; • тезисы заключительного слова. Методическое руководство подготовкой студентов к семинару включает в себя: 1) определение содержания самостоятельной работы; 2) проведение консультаций; 3) осуществление контроля подготовки студентов к занятию и качества работы с литературой, рекомендованной к семинару; 4) методическую помощь студентам. Особое место в подготовке семинара занимает консультационная работа преподавателя. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными. На групповой консультации преподаватель обычно называет тему предстоящего семинарского занятия, вопросы и порядок их обсуждения; даёт краткий обзор источников и раскрывает их значение для наиболее полного рассмотрения соответствующих теоретических проблем. При этом он обращает внимание на наиболее сложные вопросы, которые могут вызвать затруднения, даёт советы о путях их преодоления; рекомендует наиболее целесообразные способы организации самостоятельной работы. Проведение индивидуальных консультаций проводится преподавателем в специально отведённое время. В этом случае к нему за помощью могут обратиться как те, кто испытывает трудности в изучении данной темы, так и студенты, которые хотели бы более глубоко разобраться в вопросах семинара. Семинар должен начинаться со вступительного слова преподавателя (5-7 мин.). В нём называется тема семинара, цель, замысел и задачи, обращается внимание на узловые проблемы для обсуждения, указывается порядок проведения занятия. По форме вступительное слово должно быть лаконичным, логически стройным, обладать эмоционально-психологической действенностью. Важной частью семинарского занятия является обсуждение вопросов. В зависимости от формы занятия преподаватель, сформулировав первый вопрос, предлагает выступить желающим или сделать сообщение, заранее подготовленное студентами. Успех семинара во многом зависит от содержания выступлений, докладов, рефератов студентов. Поэтому преподавателю важно определить требования, которые должны быть чёткими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль студентов. В выступлениях должны получить отражение теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов и подходов. Выдвинутые теоретические положения должны быть подкреплены фактами, примерами, иллюстрациями из жизни, науки, искусства. Порядок ведения семинара может быть разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся, однако всегда необходимо создавать атмосферу творческой дискуссии, заинтересованного обмена мнениями. Тем не менее, дискуссия не самоцель. В ходе семинара важно, чтобы студенты внимательно слушали и критически оценивали выступления, как свои, так и одногруппников. Руководителю семинара не всегда следует сразу после выступления студента делать ему замечания. Можно предоставить эту возможность самим участникам семинарского занятия. Важным элементом семинара является заключительное слово преподавателя. Оно может быть общим – в конце семинара и частным – после обсуждения отдельного вопроса плана семинара. В заключительном слове в конце семинара преподавателю рекомендуется делать следующее: 1) дать общую оценку занятия (уровень подготовленности обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблем); 2) осуществить анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом объективность и этичность; 3) кратко раскрыть вопросы, не получившие глубокого освещения на семинаре; 4) дать задание к следующему занятию. Осмысленному усвоению учебного материала способствует дискуссия на семинаре. Дискуссия – метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса. Дискуссия на семинаре возникает разными путями: 1) непроизвольно, стихийно, как реакция на происходящее; 2) планируется и организуется преподавателем. Дискуссия на семинаре должна быть доброжелательной и корректной. Этика дискуссии предполагает, чтобы её участники проявили принципиальность и последовательность в суждениях, ответственность за свое выступление. Это выражается в научной весомости замечаний и контраргументов, содержательности выражаемой мысли, точности в определении понятий, полноте и правильности изложения мысли оппонента при критическом анализе. В ходе семинара возможны ситуации, когда число желающих принять участие в дискуссии превышает возможности занятия. В этом случае преподавателю решает вопрос о том, кому предоставить слово. Принять правильное решение преподавателю позволяет хорошее знание студентов, уровня их подготовки, активности, психологических особенностей. При дискуссии, готовой перейти в спор и выяснение отношений, надо дать слово более уравновешенному и сдержанному студенту, чтобы направить дискуссию в спокойное русло. Преподавателю не следует постоянно вмешиваться в дискуссию, проявлять излишнюю эмоциональность. Но он и не должен быть сторонним наблюдателем. В конце дискуссии преподаватель подводит итоги и рекомендует дополнительную литературу для основательного изучения вопросов, вызвавших полемику. Успешное проведение занятий во многом обусловлено выбором наиболее рациональной формы проведения семинарского занятия: 1. Развернутая беседа с обсуждением доклада, проводится на основе заранее разработанного плана, по вопросам которого готовится вся учебная группа. Основными компонентами такого занятия являются: вступительное слово преподавателя, доклад обучаемого, вопросы к докладчику, выступления студентов по докладу и обсуждаемым вопросам, заключительное слово преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение большое число обучающихся. Этому способствуют средства активизации: постановка хорошо продуманных, чётко сформулированных дополнительных вопросов, умелой концентрации внимания на наиболее важных проблемах, умения обобщать и систематизировать высказываемые в выступлениях идеи, сопоставлять различные точки зрения, создавать обстановку свободного обмена мнениями. Данная форма семинара способствует выработке у обучаемых коммуникативных навыков. Доклад должен носить характер краткого (15-20 мин.) аргументированного изложения одной из центральных проблем семинарского занятия. В ходе такого рода семинаров могут быть заслушаны фиксированные выступления по наиболее важным, но трудным вопросам, а также аннотации новых книг или научных статей, подготовленные по заданию преподавателя. 2. Обсуждение письменных рефератов. Все студенты учебной группы либо специально выделенные оппоненты знакомятся заранее с рефератом, автор которых в течение 20-30 мин. излагает основное его содержание. После ответа на вопросы и выступления оппонентов развертывается дискуссия по проблемам, поднятым в работе. В конце занятия преподаватель оценивает содержание реферата, методику сообщения автора, а также выступления оппонентов и всех участников семинара. Через разработку рефератов студенты приобщаются к научно-исследовательской работе. 3. Пресс-конференция является одной из разновидностей семинара по обсуждению докладов. По каждому вопросу плана семинара преподавателем назначается группа из 3-4 человек в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. Способность поставить вопрос предполагает подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и квалифицированнее задаются вопросы. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, оценивает работу экспертных групп, определяет задачи самостоятельной работы. 4. Круглый стол. Эта форма отличается участием в семинаре приглашённых специалистов-ученых, деятелей искусства, представителей общественных организаций, государственных органов и т.п. В процессе коллективной работы вместе с руководителем семинара, с приглашенными специалистами студенты обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать. Для таких семинаров характерны демократичность, активный характер обсуждения вопросов, побудительность к самостоятельному творческому мышлению. Круглый стол начинается с выступления преподавателя, затем сообщения делают участники семинара (одно-два выступления по 10-12 мин.). После этого специалисты отвечают на вопросы, которые преподаватель получил в процессе подготовки круглого стола и во время его. В ходе обсуждения этих вопросов студенты вступают в диалог с приглашенными специалистами, выражают своё отношение к рассматриваемым проблемам. Специалисты также получают возможность представить свою точку зрения по указанной проблеме. Завершается круглый стол подведением итогов преподавателем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на семинаре, организацию, методику, степень участия обучаемых в обсуждении, благодарит гостей. Достоинством круглого стола является возможность получить квалифицированные ответы по наиболее актуальным и сложным для самостоятельного осмысления проблемам и высказать их понимание. 5. Семинар «малых полемических групп» (семинар-диспут). На таком занятии проверяется способность обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. На обсуждение выносятся, как правило, 2-3 вопроса. В соответствии с ними создаются «малые полемические группы» – по две на каждый вопрос. Одна из них раскрывает суть проблемы (в том числе и нерешенной в науке) и предлагает её решение, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и своё понимание путей выхода из создавшейся ситуации. Успех такой работы во многом зависит от руководителя семинара, который выступает в качестве режиссёра-организатора, от его умения создать на занятии психологический комфорт, следить за соблюдением этики дискуссии. Семинар-диспут требует основательной подготовки от всех его участников, особенно ведущих полемических групп. В заключительном слове преподаватель оценивает результаты дискуссии, работу на семинаре полемических групп и их ведущих, а также каждого участника семинарского занятия в отдельности.

Ответов - 0



полная версия страницы