Форум » » Лекция » Ответить

Лекция

illusory doll: Лекция и как один из основных жанров педагогического общения в аспекте риторического канона Лекция (от лат. lectio – чтение вслух) – один из жанров устной научной речи; цельнооформленное речевое произведение публичной адресованности на научные темы, обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителей языка. Основное общественное назначение лекции – служить проводником информации – позволяет ей выполнять одну из основных функций языкового общения – информативную. Один из жанрообразующих признаков лекции – монологичность. Лекция – развёрнутый подготовленный монолог, сохраняющий все признаки монологической речи: предварительный отбор материала и обдумывание речи, последовательное изложение мыслей одним лицом, отсутствие смены речевых ролей. Тем не менее, зачастую лекция переходит в диалог, что вызвано необходимостью установления контакта с аудиторией, стремлением к эффективному усвоению слушателями излагаемого материала и др. К средствам диалогизации лекционного монолога относятся: 1) включение элементов беседы, предполагающее прямой диалог со слушателями в ходе лекции; 2) использование вопросов, направленных на раскрытие понятий; 3) предупреждение возражений; 4) использование вопросно-ответного хода; 5) обращение к фоновым знаниям слушателей. Важным жанрообразующим признаком лекции является её устность. Устный характер лекции оказывает влияние на её композицию, язык, стиль. Необходимость членения текста диктует употребление различных указательных элементов, связывающих различные части текста. По направленности связи элементов текста различают три вида: когезию, ретроспекцию и проспекцию. Когезия – соединение элементов текста, обеспечивающее последовательность и взаимосвязь отдельных частей речи, которые позволяют лучше понять и запомнить содержание, отдельные фрагменты речи, расположенные на расстоянии друг от друга, но связанные между собой. Когезия достигается с помощью вводных слов, например, таких как во-первых, во-вторых, итак, действительно, следовательно, с одной стороны, с другой стороны, а также повтором ключевых слов, понятий, образов и др. Ретроспекция – форма речевого выражения, обращающая слушателей к предшествующему изложению. Ретроспекция достигается при помощи различных фраз такого типа: Как уже было сказано ранее, Как вы все уже знаем, Вернёмся к мысли о том, что…, Вы помните, что…, Вы помните, как мы… и т.п. Иногда в ретроспекции уместны восклицания, риторические вопросы, вопросно-ответный ход. Проспекция – один из элементов речи, относящих информацию к тому, о чём речь пойдёт в дальнейшем. Здесь лектор может сказать о темах и вопросах, которые будут рассмотрены в ходе дальнейшего изложения. Жанровые разновидности лекции По содержанию речи ↓ ↓ ↓ на темы точных на темы естественных на темы гуманитарных наук наук наук Шире – на темы различных специальностей Отличаются друг от друга словесными средствами. по информированности слушателей ↓ ↓ ↓ адресованные адресованные адресованные профессионалам непрофессионалам, непрофессионалам, но интересующимся которые должны усвоить проблемой содержание лекции Отличаются друг от друга степенью популяризации научного материала и стилем лекции. по разновидностям устной речи ↓ ↓ ↓ устный монолог лекция-диалог диалогизированный монолог Отличаются распределением речевых ролей между коммуникантами по присутствию или отсутствию адресата в момент общения ↓ ↓ контактная дистантная (традиционная лекция) (радиолекция, телевизионная лекция) по количеству ↓ ↓ разовые цикловые (эпизодические) по уровню информативности коллективного адресата ↓ ↓ ↓ собственно- учебные научно-популярные научные (адресованы (адресованы (адресованы специалистам учащимся) неспециалистам) В школьной и вузовской практике чаще используется учебная лекция, при подготовке к которой отбираются новые для учеников данного класса или курса факты, предполагается их осмысление и самостоятельный анализ, определение своей точки зрения, позиции по отношению к излагаемому. Учебная лекция, с одной стороны, является средством передачи информации, с другой стороны, – способом общения со слушателями. Она выполняет информативную, воспитательную и коммуникативную функции. Учебная лекция формировалась как жанр в рамках академической риторики, совершенствуясь в практике вузовского преподавания. Именуется учебная лекция академической или вузовской. Содержательно академическая лекция обязательно должна включать в себя новый для адресата материал с опорой на старые знания. Поэтому в процессе обучения слушателям предлагаются курсы лекций, циклы лекций, связанных друг с другом тематически и логически. В аудитории школьников и студентов необходимо прибегать к средствам популяризации: 1) толкование терминов, лексических значений слов, сложных для понимания в данной аудитории; 2) элементы занимательности; 3) наглядность; 4) обращение к разговорному стилю речи; 5) обращение к жизненным, литературным, историческим, политическим примерам в качестве аргументативного материала. В ходе лекции педагогу необходимо использовать средства привлечения и поддержания внимания: 1) лексические средства (внимание, обратите внимание на, подчеркнём, акцентирую внимание, что особенно важно, главное и т. п.); 2) интересное, оригинальное или неожиданное вступление или обращение к аудитории; 3) использование в качестве иллюстративного материала конкретных жизненных примеров; 4) использование наглядных средств, подключающих к восприятию лекции зрительный канал слушателя. Как правило, лекция представляет собой информационный текст с личными комментариями лектора. Желательно использовать в лекции практические рекомендации и советы. Научно-популярная лекция рассчитана на любителей, непрофессионалов в данной области. Такие лекции могут читаться циклами, хотя в практике встречаются и единичные лекции. Современная научно-популярная лекция восходит к публичной лекции (или публичным чтениям). Традиция такого рода чтений в России сложилась в XIX веке. Содержание учебной и научно-популярной лекций сходно. Отличие заключается в том, что научно-популярная лекция в большей степени ориентирована на бытовое, а не на научное общение (по языку и характеру привлекаемых примеров). В риторике также выделяется тип лекции ритуального назначения. В качестве примеров можно привести Нобелевскую лекцию, а также иные лекции, которые произносятся при получении различного рода премий, например литературную Гонкуровскую премию. Содержание Нобелевской лекции – научное, этическое и политическое кредо лауреата, оценка им современных аспектов социальной, научной, эстетитческой жизни общества. Актовая лекция представляет собой выступление с программными положениями и оценками актуальной ситуации в науке или политике. Пропагандистская лекция содержательно представляет собой освещение проблем внутриполитической и международной жизни, с обязательным сообщением официальных оценок. В эпоху СССР прослушивание таких лекций имело обязательный характер в системе политпросвещения (на курсах повышения квалификации, методологических семинарах и т.п.). Структура лекции Лекция имеет традиционное трёхчастное членение: вступление (зачин), основная часть (средняя, главная), заключение (концовка). Эффективное воздействие достигается искусным построением всех частей, в частности вступления и заключения, которым на практике уделяется не так много внимания. Часто в начале просто указывается тема, а в заключении звучат слова такого типа: «На сегодня всё», «На этом я заканчиваю», «Спасибо за внимание». Однако в начале помимо этикетных фраз должно прозвучать нечто такое, что могло бы привлечь, «зацепить» внимание слушателей. Это может быть какой-то факт из жизни, что-либо неожиданное, вопрос к аудитории, вопросно-ответный ход, какое-либо уместное интересное замечание, какая-либо странность, парадокс, тихое начало и т. п. После интригующего начала следует вступление. Оно вводит слушателя в суть содержания лекции, подготавливает к восприятию изложения. Во вступлении перечисляются вопросы, которые предполагается рассмотреть в ходе лекции. Во вступлении также важно закрепить контакт со слушателями, пробудить интерес к теме, усилить внимание. В основной части происходит развитие темы, тема делится на подтемы и микротемы. Методы изложения материала в главной части (по Е. В. Клюеву) Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису или когда оратор заранее знает, что его тезис будет встречен «в штыки». Аргументы располагаются от слабого к сильному по возрастающей. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно. При этом аргументы могут располагаться по убывающей: от сильного к слабому. Или по возрастающей от слабого к сильному и снова к слабому. Метод аналогии – сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. В заключении подводятся итоги, в сжатом виде повторяются основные мысли. Заключение должно возвращать слушателя к началу речи. Важно обратить внимание и на тон, который должен свидетельствовать о завершении. Вступление и заключение могут быть небольшими по объёму, но их наличие обязательно. Отбирая материал, лектор должен следить за тем, чтобы все звенья в цепочке мыслей были взаимосвязаны одним ходом рассуждения. А в ходе лекции для выступающего важно суметь передать аудитории смысловое единство отдельных частей. Для того, чтобы показать логическую взаимосвязь элементов речи существует ряд средств: 1) лексические средства, подчёркивающие последовательность и взаимосвязь частей речи: а) слова и словосочетания, показывающие субъективное отношение к высказанной мысли (с моей точки зрения, представляется, думается, по моему мнению и т. п.); б) слова, выражающие временные и пространственные отношения (во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, далее отметим, следующее, об этом подробнее скажем позже, это вопрос рассмотрим в ходе отдельной лекции и т.п.); 2) ретроспективные лексические средства, отсылающие к предшествующим темам или к предшествующим частям текста (как уже было сказано ранее, как уже отмечалось, на предыдущем занятии мы говорили, как мы выяснили, вспомним, о чём мы говорили ранее, как вы уже слышали, как вы помните, как уже говорилось и т. п.); 3) перспективные лексические средства, показывающие перспективу развёртывания темы, его продолжения (как будет сказано дальше, несколько забегая вперёд скажу, как будет сказано дальше, мы будем заниматься, мы приступим к изучению, в дальнейшем мы рассмотрим и др); 4) интонационные средства (ритмическая организация текста, интонационное выделение значимых отрезков текста и т. п.); 5) жесты. Указанные средства, с одной стороны, выполняют композиционную функцию, с другой стороны, – помогают разграничивать смысловые части, определять их по степени значимости, обеспечивают последовательность изложения, способствуют сохранению его единства, связности, цельности, т. е. когезии, облегчают понимание текста, воспринимаемого на слух. Для эффективности восприятия лекционного материала большое значение имеет взаимопонимание между лектором и слушателями. Одно из условий взаимопонимания между лектором и аудиторией – достижение интеллектуального контакта. Имея коммуникативные намерения, давая чёткую установку слушателям, лектор должен последовательно излагать материал и при этом создавать ощущение публичной мыслительной деятельности, размышления. Лекция не должна становится озвучиванием подготовленного заранее текста, автору необходимо свободно излагать содержание. Интеллектуальный контакт возникает при условии включённости всех участников речевого общения в процесс активного мыслительного содействия, соразмышления. Поэтому лектору необходимо использовать средства, активизирующие мыслительную деятельность аудитории: 1) лексические средства – слова и фразы, активизирующие мыслительную деятельность (Давайте подумаем вместе, Давайте вспомним, Представьте, что, Давайте вообразим, Обратимся к изученному ранее); 2) постановка проблемного вопроса (А как бы вы сами ответили на этот вопрос? В чём вы видите решение этой проблемы? А как бы вы поступили в такой ситуации?); 3) Вопросно-ответный ход (преподаватель сам задаёт вопрос и сам на него отвечает). Эмоциональные сопереживания также важны в установлении контакта с аудиторией. По справедливому замечанию Л. Е. Туминой, «эмоциональный заряд, вызывающий эмоциональные сопереживания речевых партнёров, несёт сама личность лектора». «Его заинтересованность, убеждённость, эмоциональный подъём порождают ответную реакцию слушателей. У них возникает непроизвольный интерес к предмету <…> Они «заражаются» отношением лектора к предмету речи». Эмоциональный отклик у слушателей можно получить, если использовать, например, в качестве аргументов материал, способный вызвать сопереживание. Большим эмоциональным потенциалом обладают интонация, мимика, жесты, языковые средства, придающие изложению выразительность, образность, эмоциональность. Установлению контакта со слушателями в ходе чтения лекции способствуют специальные контактоустанавливающие средства: 1) начальная пауза, во время которой лектор устанавливает со слушателями визуальный контакт; 2) личные местоимения 1-го и 2-го лица (в разных формах), активизирующих внимание и мышление слушателей; 3) глаголы в 1-ом и 2-ом лице, активизирующие слушателей, передавая движение, выражая отношение к лицу и указывая на субъективность высказывания; 4) обращения, помогающие привлечь внимание слушателя к речи лектора; 5) конструкции с изъяснительными придаточными (известно, что…; ясно, что…; понятно, что…); 6) конструкции с вводными словами (на мой взгляд…; на наш взгляд…, по-моему…); 7) риторические вопросы; 8) вопросно-ответный ход. О реакции аудитории на происходящее могут говорить различные кинесические свойства: 1) мимика: выражение лица, глаз, движение бровей, улыбка, взгляды различного характера (одобрительный, неодобрительный, вопросительный, непонимающий, нетерпеливый, отсутствующий), нахмуренные ил удивлённо приподнятые брови и т. п.; 2) жесты: потирание лба, жесты, выражающие нетерпение или скуку: постукивание какими-либо предметами по столу, манипулирование предметами (кручение ручки), раскачивание на стуле и т.п. Кинесическую обратную связь дополняет речевая: вопросы уточняющего характера, реплики с места (Повторите, Я не расслышал, Мне непонятно, Я не успеваю). (Преимущественно по Л. Е. Туминой).

Ответов - 0



полная версия страницы